Рамбам почему нельзя есть свинью. Каких животных мусульмане едят, а каких нет? Почему мусульманам нельзя есть свинину

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Последователи в Исламе, как и приверженцы других религий, имеют свои убеждения не только относительно традиций и обрядов, но также и запреты.

Табу на поедание свинины – один из важнейших запретов в Исламе.

Почему же верующие мусульмане не употребляют в пищу мясо свиньи, и что по этому поводу говорят ученые? - Эти и другие моменты мы попробуем осветить в данной статье.

Испокон веков свинья считалась нечистым животным: поедающая собственные экскременты, отходы, часто загрызающая свое потомство, она не считалась животным, подходящим для совершения религиозных ритуалов. Так считали эфиопы, древние финикийцы и евреи. Арабы же, как говорится в «Естественной истории» (прим. 77 год н. э.) древнеримского писателя Плиния, свиней не держали вовсе.

Так уж сложилось, что арабы проживали в жарком климате, а мясо свиньи – одно из самых скоропортящихся. Взяв мясо с собой в походы, люди рисковали серьезно отравиться и умереть.

Легенды и притчи о запрете есть свинину мусульманам

Существует несколько легенд, связанных с поеданием свинины…

Так, одна из них гласит, что свинья – это проклятый Богом человек, а потому употреблять ее в пищу – ужасный грех.

Вторая легенда схожа с первой, и ее суть заключается в том, что однажды Бог превратил девушку в свинью, показав чудо перевоплощения. С тех времен люди стали опасаться есть мясо свиньи, полагая, что это может быть обращенный в животное человек.

На самом деле, все подобные легенды лишь сказки, которые не имеют никакого подтверждения, и верить в них религиозному человеку – большой грех.

Почему мусульманам нельзя есть свинину по Корану?

Слово «Иман» означает в арабском языке «вера» и является производным от слова со значением «обеспечение безопасности». Так, чтобы «жить в безопасности» нужно выполнять волю Аллаха и ниспосланных Им Божественных правил.

В Священном Коране, чтимом мусульманами всего мира, содержится категоричный запрет на поедание мяса свиньи. Так, в Коране есть обращение к верующим, в котором Аллах запрещает употреблять в пищу кровь, мертвечину, животных, убитых не с именем Господа, а также свинину (подробнее см. Коран, 2: 172,173).

Мусульмане стараются соблюдать все постулаты своей религии, а потому, дабы приблизиться к духовному и телесному совершенству, стараются есть только самую чистую и полезную пищу. Само же понятие «чистота» к свинье отнести просто невозможно.

Здесь же нужно рассказать и то, что мусульмане практикуют самый гуманный метод заклания животных: очень острым ножом животному перерезают горло (необходимо быстро перерезать яремную вену и сонные артерии).

Такой способ гарантирует не только чистое мясо (кровь полностью сливается, а вместе с ней и опасная мочевая кислота), но и быструю смерть животного. Согласно Корану, жизнь для человека – бесценный Божий дар, а, соответственно заботиться о своем здоровье – прямая обязанность верующего. И сказал Аллах: «Верующие! Ешьте благое и из тех благих снедей, коими Мы наделили вас, и, если вы поклоняетесь Богу, то благодарите Его».

Пророк Мухаммед (мир ему) также говорил, что к двум благам, свободному времени и здоровью, греховно относиться небрежно.

Первое предназначено для совершения благих деяний, а здоровье человека угодно Аллаху более, чем его болезнь.

Давно доказано, что свинина – продукт вредный (в свинине могут содержаться гельминты, заражение которыми возможно даже после термической обработки, также мясо этого животного трудно переваривается), а в сочетании с тем, что спустить полностью кровь с убитой свиньи практически невозможно, мясо этого животного может нанести существенный вред здоровью человека.

Что еще нельзя кушать мусульманам?

Что говорит Википедия?

Ислам – религия, в которой все четко прописано: таким образом все то, что не запрещено – разрешено. Все правила основываются на Священном Коране и Сунне (предание, основанное на жизни пророка Мухаммада (САС) и его ближайших сподвижников, Сунна является руководством для поведения каждого мусульманина).

Отдельно стоит оговорить, что в Исламе существует несколько правовых школ (4 мазхаба), и их мнения относительно дозволенности употребления в пищу мяса некоторых животных могут незначительно отличаться.

Также верующему разрешается съесть запретный продукт в случае, если ему грозит голодная смерть, но только минимальное количество. Не будет греха и на том человеке, который употребит запрещенный продукт по принуждению или обману.

В заключение хочется сказать, что мусульмане не употребляют в пищу свинину и другие запрещенные продукты не только по этическим соображениям или страха заразиться опасными вирусами, но хотя бы потому, что так приказано самим Богом!

Верующий мусульманин будет стараться жить по Корану, следуя идущей от сердца вере, не подвергая сомнениям то, что было предписано Аллахом. Ведь не просто так в пословице говориться, что береженого Бог убережет.

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер - свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными - от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы - наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем — бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора - в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также - во время поста - мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы - учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу - обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную - «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого - коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы - ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур - земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Источники:

Я когда-то пыталась разобраться в пищевых запретах религий. Любых религий. Смысл поста я еще как-то поняла. Но запрету на свинину так и не нашла разумного объяснения.

Мусульмане о запрете есть свинину

Для мусульманина вопрос исчерпывается тем, что в Коране прямо сказано: «запрещено употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи, которое является скверной...» И все, ни объяснений, почему скверной, что за претензии к свиньям.

Насчет мерзкого животного – даже спорить не хочу. Красота в глазах смотрящего. Я, например, считаю, что поросята карликовой свиньи такие же милые, как котята.


Свинья - грязное и нечистое животное

Свинья - грязное животное? Если речь идет о привычке свиней валяться в грязи, то это свидетельство сообразительности и адаптабельности животного. У свиней практически нет потовых желез. Чтобы не получить тепловой удар и охладить тело, им нужна вода. Но чистая вода быстро испаряется, а вот вода, смешанная с грязью, гораздо дольше охлаждает тело. И не одни свиньи так делают. Еще индийские буйволы, носороги, бегемоты.

Мусульманство (как и иудаизм) зародилось в жарких странах, а, как всякое жирное мясо, свинина портится быстрее, чем другие виды мяса.


С собой стадо свиней не возьмешь. Свиньи - не овцы, долгие переходы не для них. А заготовленное мясо быстро портилось. Пищевые отравления были смертельно опасны в начале нашей эры. Поэтому и решили, что Всевышний наказывает тех, кто ел свинину.
Хорошо, все это могло иметь смысл тысячелетия назад. Но сейчас в этом нет никакой необходимости!

Сегодня мы хотим ответить на вопрос, который волнует многих людей. В основном, эти вопросы возникают у людей не знакомых близко с религией ислам. Как известно, мусульмане не употребляют в пищу свинину. Ведь есть некоторые люди, которые высказывают свои доводы о пользе употребления свинины. Постараемся кратко изложить доводы науки и религии в этом вопросе о том почему мусульмане не едят свинину.

Каждый мусульманин должен следовать закону Аллаха охотно, даже если он не осознает мудрости Божественного закона. Если человеку удается понять мудрость запрета определенных вещей — это хорошо. Если у него не хватает понимания Божественной мудрости, то он должен принять истину такой какая она есть, осознавая то, что Всевышний Аллах знает то, что является полезным для Его созданий.

Когда Всевышний Аллах запрещает что-то для Своих рабов, безусловно, Он делает это из Своей милости, чтобы спасти их от всего, что может принести им вред. Воистину, он Милостивый и Милосердный.

Что касается причин, почему употребление в пищу свинины запрещено, мы процитируем слова доктора Закира Найка, президента Исламского исследовательского фонда Мумбаи. Он говорит следующее:

Тот факт, что потребление свинины запрещено в исламе, хорошо известен.

Свинья — нечистое животное

Поясним различные аспекты этого запрета

Употребление свинины запрещено в Коране

Коран запрещает употребление свинины не менее чем в 4 разных местах:

“Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха” (Сура аль-Бакара “Корова”. 2:173)

“Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха…” (Сура аль-Маида “Трапеза”. 5:03)

“Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха” (Сура аль-Анам “Скот”. 6:145)

“Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи, а также то, что не заколото во имя Аллаха” (Сура 16 ан-Нахль “Пчёлы”. 5:03)

Приведенные выше стихи Священного Корана являются достаточным основанием для мусульман для запрета употребления свинины.

Употребление свинины запрещено в Библии

Абсолютное большинство христиан убеждены в Библии как в Божественном откровении, однако мало христиан знает о том, что употребление свинины запрещено также и в Библии:

“… и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас” (Книга Левит. Глава 11, стих 7-8)

“… и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь” (Второзаконие. Глава 14, стих 8).

Аналогичный запрет повторяется в книге Исаии глава 65 стих 2-5:

“Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; который говорит: `остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя’. Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день”.

Потребление свинины вызывает целый ряд заболеваний:

Наука говорит о том, что употребление свинины может привести к не менее чем семидесяти различных типов заболеваний.

Человек может заразиться гельминтами, такими как: аскариды, острицы, нематоды и др. Одним из самых опасных является Taenia Solium, который носит другое название — солитер. Этот гельминт живет в кишечнике и очень длинный. Его яйцеклетки, то есть яйца, попадают в кровь и могут через кровоток достичь почти всех органов тела. Если он попадает в мозг — это может вызвать потерю памяти. Если он попадет в сердце — это может вызвать сердечный приступ, при попадании в глаза — может вызвать слепоту. При локализации в печени может вызвать поражение печени. Заражение этим гельминтом может навредить практически всем органам тела.

В свинине очень мало ценного диетического мяса для питания мышечной массы. В основном, это мясо — с избытком жира и холестерина, который забивает сосуды и долговременном периоде неизбежно приводит к сердечным заболеваниям — гипертонии и инфаркту миокарда.

Свинья является одним из самых грязных животных на земле

Она живет, размножается и питается в навозе и грязи. Некоторые могут возразить, что в развитых странах, таких как Австралия, свиней разводят в очень гигиенически чистых условиях. Даже в этих гигиенических условиях свиньи содержатся вместе в свинарниках. Независимо от того, как долго пытаться держать их в чистоте, эти животные — грязные по своей природе. Они едят и наслаждаются как своими экскрементами, так и чужими.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий.

Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей.

Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы.

Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя. К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется.

Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.
Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством.

К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств.

Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.



Рассказать друзьям