Речевой этикет для детей. Этикет для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».

А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.

В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.

Этикет для детей. Уроки вежливости

При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:

  1. Озвучить правило, норму поведения
  2. Показать на практике или в игре
  3. Поддержать ребенка в исполнении
  4. Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
  5. Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса

Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.

8 способов обучения детей вежливости

1. Игра.

Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».

Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.

Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).

Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.

В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй ).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну…(извините) .

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет ).

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания ).

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста ).

Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю) .
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь !

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны ),
Будьте…(добры ).

Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо )!

Основные правила поведения за столом:

  • Вымыть руки перед едой
  • Пользоваться салфеткой
  • Не разговаривать, пережевывая
  • Не ковыряться руками в тарелке
  • Начинать кушать вместе со всеми
  • Не шататься на стуле
  • Благодарить за вкусную еду
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Просить передать то, что не можешь достать
  • Обслуживать соседа по столу

В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!

2. Чтение книг.

Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится . Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.

Из современных изданий популярна энциклопедия для и « » Татьяны Шорыгиной.

Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:

  • Не заламывать углы
  • Не рвать страницы
  • Возвращать книги на место
  • Не рисовать
  • Анализировать прочитанное
  • Делиться прочитанным с другими членами семьи
  • Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу

3. Песочная терапия.

Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:

  • Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
  • Я поиграю сам, а потом дам тебе
  • Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
  • Пожалуйста, перестань делать….
  • Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
  • Давай вместе строить тоннель
  • Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить...
  • Присоединяйся, вместе веселее!


4. Фольклор.

Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:

Этикет в пословицах и поговорках

  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать - умей и смолчать.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
  • Напои, накорми, а после расспроси.

Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.

5. Сказки .

Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:

  • Ходить в гости с пустыми руками неприлично
  • Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
  • Хвастаться нехорошо
  • Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
  • Предлагать помощь нуждающемуся

6. Мамины истории.

Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:

  • Вежливо отвечает на звонок
  • Просит о помощи, когда не может справиться сам
  • Благодарит за оказанную услугу
  • Придерживает дверь, если следом кто-то идет
  • Пропускает сестричку вперед
  • Уступает место пожилому человеку
  • Говорит искренние комплименты вслух
  • Спрашивает, который час
  • Хранит доверенную тайну
  • Уходя, прощается
  • Пишет письмо
  • Дарит открытку другу на день рождения


7. Обсуждения.

Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.

8. Личный пример .

А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!

И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.

Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:

Вежливого вам окружения!

С теплотой и любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Статья рассказывает о том, какие виды правил этикета существуют, а также о том, какие правила этикета следует знать детям с самого раннего возраста.

Этикетом принято называть нормы и правила поведения в определенном месте и в определенных ситуациях. Очень важно обучить ребенка этим правилам, тогда родителям не придется испытывать неловкость за своего ребенка, а наоборот и не один раз им придется услышать слова благодарности за хорошие манеры того человека, которого они воспитали.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

ВАЖНО: Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.



  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный


С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

  • Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

  • С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере

ВАЖНО: В этом возрасте стоит использовать игровые формы обучения ребенка этикету. Уже можно инсценировать ситуации, использовать сюжетные игры, не стоит забывать о забавных стихах и сказках на тему этикета.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле


Этикет вежливости детей: уроки

Учить правилам этикета ребенка следует на постоянной основе, используя игровые формы, напоминания, примеры и т.д. — это должен быть беспрерывный процесс. Постоянное проговаривание, демонстрирование взрослыми хорошего поведения в обязательном порядке увенчаются успехом.

Что касается обучения детей вежливости в детских садах, школах, то для педагогов существуют специально разработанные программы и уроки. Необходимые материалы и видеоуроки не составит труда найти и на просторах интернета.



Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Видео: Презентация Этикет и правила поведения за столом

Этикет для детей в гостях

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  • Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
  • Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
  • Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
  • В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
  • Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  • Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  • В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
  • Не стоит надолго задерживаться в гостях
  • Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
  • К себе гостей стоит приглашать заранее
  • В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
  • Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит


Этикет поведения детей в общественных местах

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди


Этикет поведения детей на улице

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

Ребенок должен четко усвоить, что:

  • Мусор должен находится в урне, а не на земле
  • Запрещается ходить по газонам
  • Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
  • Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
  • Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
  • В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
  • Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
  • Стоит помнить о правилах дорожного движения
  • Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
  • Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
  • Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо


Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д.

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Видео: Правила поведения в театре

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их.

Правила этикета для поведения детей в школе

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  • Уважать учителя
  • В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
  • В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
  • Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
  • Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
  • Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
  • Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
  • В начале урока следует приветствовать учителя стоя
  • Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
  • Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
  • Во время урока запрещается есть
  • Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
  • На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе

Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать. С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе.



Этикет поведения детей в семье

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  • С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо
  • Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с ними
  • Заходя в комнату к родителям, следует стучаться
  • Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них
  • Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером.



Телефонный этикет для детей

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  • Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
  • Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
  • В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
  • Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
  • Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
  • При неправильно набранном номере следует извиниться
  • Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
  • Запрещается баловаться с помощью телефона
  • Все сообщения должны быть грамотно написан


Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО: Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.



Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

Развернутые сценарии игр, конкурсов и викторин, как родители, так и педагоги могут с легкостью отыскать в книжных магазинах, библиотеках, интернете и т.д.



Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  • Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб


Сказки об этикете для детей

Все в тех же книжных магазинах также можно найти и сказки, которые призваны обучить детей хорошим манерам.

Стихи о правилах этикета детей

Я другу говорю: «Привет!»,
А он в ответ: «Здорово!».
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.

Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!» мы говорим.

Одежда в порядке — все чисто, опрятно —
С таким человеком общаться приятно.
А грязный, лохматый, оборванный вид —
Держаться подальше знакомым велит.

«Здравствуйте!» — при встрече говорим
Всем друзьям, знакомым и родным.
А когда уходим: «До свиданья!» —
Пусть коротким будет расставание.

Грубо разговаривать,
Насмешливо дразниться —
Это плохо, некрасиво!
Нужно извиниться.

У мамы много дел по дому,
В заботах папа день за днем.
И мы помочь родным готовы
Отложим игры на потом.

Если бабушка устанет —
Отдыхает пусть она.
Ну, а внук шуметь не станет,
Будет в доме тишина.

За помощь и поддержку
Всегда благодарим.
И, получив подарок,
«Спасибо!» говорим.

Взрослые беседуют.
Важный разговор.
Им мешать не следует —
Такой есть уговор.

Во дворе у нас беда —
Появилась ябеда.
Мы ее не обижаем,
Просто с нею не играем.

Есть такие малыши —
Себя хвалят от души.
Говорят таким обычно:
«Хвастуном быть неприлично!
Будь хорош не на словах,
А в поступках и делах».

Над знакомыми смеяться,
За глаза их обсуждать
Могут только злые бяки.
Людей не надо обижать!

В автобусе старушке
Место уступи.
Чуткость и внимание
К старшим прояви.

Тихо в транспорт мы заходим,
здесь не бегаем, не сорим.
Не кричим и не поем —
Хорошо себя ведем!

Пусть чья-то вещь тебе понравилась —
Сдержать свои желания сумей.
Забудь, иль обратись к хозяину,
Но брать тайком чужое ты не смей!

В транспорте общественном
Будь спокоен, тих.
Вежливо веди себя —
Уважай других.

Не стоит врать и клеветать,
Когда ты сам в ответе.
Свою вину решись признать —
Честны должны быть дети!



Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

Существует огромный выбор мультфильмов, как советских, так и современных, которые способны обучить ребенка вежливости, которые наглядно демонстрируют правила этикета. Отдельные серии о вежливости и о правилах этикета можно найти среди таких современных мультфильмов, как:

  • Малышарики
  • Смешарики
  • Лунтик
  • Уроки тетушки Совы


Уделяйте внимание своему ребенку, учите его правилам этикета, и тогда у вас получится воспитать хорошего человека.

Видео: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило - делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

❖ вторая - к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

❖ третья - к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

❖ четвёртая - к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Темы:

❖ «Приветствие»,

❖ «Прощание»,

❖ «Поведение на улице»,

❖ «Правила поведения в транспорте»,

❖ «Говорим по телефону»,

❖ «Идём в театр»,

❖ «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки.

Тема: «Приветствие»

Называется имя

Улыбка согревает приветствие

Младший первый приветствует старшего

Руки в карманах не держим

Входящий первый приветствует присутствующих

Мужчина первый приветствует женщину

Первая подаёт руку для рукопожатия женщина

Не жуём, когда приветствуем

При разговоре смотрим на «третий» глаз

Для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Тема: «Прощание»

При прощании используем пожатие руки

Кивок головой

Взмахивание рукой

Дружеское прощание: пока, счастливо, чао

Если предполагается встреча говорим « до встречи»

Как вы прощаетесь с родителями перед сном?

Само слово «прощай» означает конец встречи

Тема: «Поведение на улице»

На улицу выходим опрятно одетыми

Двигаемся по правой стороне дороги

Шеренгой по улице не ходим

Девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

Дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

На улице не кричим

На улице не мусорим, для бумажек есть урна

На улице ничего не жуем

Можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

Если на улице несчастный случай, звоним по 03.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

При выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

Уступаем место инвалидам, маме

Не обсуждаем громко свои проблемы

Не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

В транспорте не причесываемся

Уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

Если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

Не толкаем всех локтями

Если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

Тема: «Говорим по телефону»

Не жуём, разговаривая по телефону

Не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

Если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

Если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним

И второе - представляемся, т. е. называем свое имя

Все телефоны записываем в записную книжку

Обязательно выучим свой номер телефона

Звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

Спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

Долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

Если мы попали не туда, извиняемся

Если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".

Тема: «Идём в театр»

В театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

Не забываем взять билет

Приобретаем в театре программу

После первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

После третьего звонка вход в зал запрещён

В буфете можно попить и поесть

В зале не едим, не кричим

Представление понравилось - хлопаем в ладошки (аплодисменты)

Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Тема: «Поведение в магазине»

Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

Не берём животных в магазин

В магазине встаем в очередь

Корзина для товара

Продукты берём руками только в упаковке

Этикетные нормы обращения к продавцу

Сначала заплати за товар (продукт) - потом его ешь

Не кричим в магазине

Не бегаем по магазину.

Тема: «Правила поведения в храме».

Одежда для посещения храма должно быть скромной

За руки не держимся

Не кричим

Не кушаем

Не пьем в храме

Сидят на скамейках только пожилые люди

Если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

Не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

Не бегаем в храме.

Тема: «Правила дружбы детей группы»

Не деремся

Не жадничаем

Не ссоримся

Не кричим друг на друга, говорим спокойно

Жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

Извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

Если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

Не обманываем

Приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

Правилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях. Но, к сожалению, очень часто нам приходится их изучать уже будучи в зрелом возрасте. Иногда это становится настоящей проблемой. Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства. Элементарные правила поведения, которым учат своих детей родители, служат воспитательным целям. Только зная основные вещи, можно переходить на следующий этап в изучении правил этикета.

Дети с невероятной способностью принимают всю информацию, которая их окружает. В первую очередь они видят перед собой родителей. Именно с них они берут пример, буквально копируя их поведение и манеру разговаривать. Очень важно, чтобы родители вели себя должным образом. Наглядный пример как ничто другое показывает, как нужно себя вести и говорить. И, следовательно, видя перед глазами пример хорошего поведения, дети будут стремиться к этому идеалу.

Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других местах. Основные правила довольно просты, и детям не составит труда их запомнить. Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию и избегут казусов. А это способствует повышению детской самооценки и формированию целостной личности. Важно, чтобы ребенок еще в самом раннем возрасте чувствовал себя уверенным. Эта уверенность, в свою очередь, должна быть основана на его собственных достижениях.

Понятия о добре и зле дети получили еще в дошкольном возрасте, а вот о правильном поведении — в процессе всего обучения в школе. Ведь школа является вторым домом. Учителя имеют такую же задачу, как и родители: они являются воспитателями детей. Но само воспитание не должно заключаться исключительно в нравоучительных беседах. Ученикам свойственно воспринимать лучше наглядный пример, поэтому для учителя главная задача — показывать положительный пример детям.

Главная цель — научить детей использовать правила поведения не только «на людях», но и дома. Конечно, правила поведения разнятся в зависимости от места и самого мероприятия. Но это вовсе не говорит о том, что где-то можно не следовать элементарным правилам. Культура поведения должна соблюдаться везде, и именно это должно быть сквозной целью всех занятий.

При обучении этикету следует применять различные формы проведения занятий:

— занятия-беседы строятся в основном на прямом общении учителя и учеников. После небольшого рассказа учителя следует вопрос, на который дети должны ответить, используя полученную только что информацию и свои собственные знания. При такой форме занятий можно легко узнать общий уровень знаний детей по определенной теме. Форма «вопрос—ответ» позволяет обратиться как к одному ученику, так и к целому классу. При этом ответы учеников должны быть аргументированы. Если правильный ответ не был получен, то учитель должен еще объяснить материал по этому вопросу;

— занятия-тренинги — новый метод обучения. Основан на рассмотрении одних и тех же ситуаций с разных сторон. Эффективность достигается за счет проигрывания правильных и неправильных линий поведения. Дети самостоятельно находят ошибки и с помощью учителя исправляют их. При такой форме проведения задачи перед учителем стоит цель лишь помочь детям двигаться в нужном направлении. Занятия-тренинги позволяют проиграть несколько сценариев на одну тему. Благодаря приему «Что будет, если...» ученики могут самостоятельно моделировать свое поведение;

— занятия-игры — моделирование реальных событий общественной жизни. Это помогает прочувствовать ситуацию изнутри, проанализировать все возможные варианты поведения и определить правильные. Кроме того, материал, поданный в форме игры, воспринимается очень легко и лучше усваивается. В процессе игры ученики делятся либо на группы, либо на пары. Благодаря такому разделению дети учатся взаимопониманию; — занятия с психологом помогают ученику раскрыть свой внутренний потенциал и лучше понять самого себя. Во время таких занятий можно определить уровень самооценки каждого ученика. При этом следует обратить внимание на ребят с низкой самооценкой, возможно, провести индивидуальные беседы.

Этикетом называют правила и нормы поведения, которых необходимо придерживаться в определенных ситуациях и находясь в определенных местах. Важно еще с младенчества обучать своего ребенка этикету, тогда родители не будут попадать в неловкие ситуации, когда им неловко за своего не воспитанного малыша. Даже наоборот, родители услышат много комплементов в адрес своих юных леди и джентльменов.

Какие есть виды этикета для детей и подростков

Видов этикета, как известно, есть большое количество. Но к счастью, у детей их немного меньше , нежели у взрослых:

  • Гостевой (как следует вести себя, находясь в гостях)
  • Выходной (как нужно вести себя в особых общественных местах, например, в музее, кино, театре)
  • Пассажирский (как следует себя вести в общественном транспорте)
  • Семейный (как нужно вести себя в кругу семьи)
  • Речевой (как правильно вести вербальное общение)
  • Столовый (как правильно вести себя за столом)
  • Учебный (как правильно вести себя в учебных учреждениях)
  • Телефонный (как правильно вести разговоры по телефону и по переписке)

Для родителей важно понять, что правильно воспитать ребенка они смогут лишь в том случае, если они сами вежливые и воспитанные люди. Правильный пример - это лучший способ привить хорошие качества для своих детей.

В каком возрасте следует начинать обучать детей этикету

Кого-то это удивит, но уже с рождения малыша можно начинать обучать его этикету. Новорожденного следует обучать этикету мягким взглядом, определенными словами, интонацией . Например, перед едой пожелать приятного аппетита, а когда малыш протянет маме погремушку, поблагодарить его. Обязательно надо похвалить ребенка, если ведет себя правильно, а также с помощью интонации в голосе, показать что он ведет себя не совсем как надо.

Начиная с двух лет, надо активно обучать ребенка приличным манерам и правилам поведения, объяснить, как можно поступать, а как лучше не стоит. Хорошо в обучении помогает мотивация, ну и, конечно, личный пример.

Для восприятия ребенка лучше всего подойдут игровые формы обучения . Можно смоделировать разные ситуации, прибегать к сюжетным играм также стоит использовать разные стишки и сказки по теме этикета.

В возрасте от четырех до шести лет ребенок уже сам должен понять необходимость знания этикета. Это здорово поможет ему облегчить общение со своими сверстниками и взрослыми. В этом возрасте важную роль в воспитании ребенка играют не только родители, но и воспитатели в детском саду. В школе тоже будет происходить обучение хорошим манерам, но до этого возраста, ребенок уже должен иметь багаж определенных знаний этикета.

Как организовать уроки этикета для детей и подростков

Следует учить детей хорошим манерам постоянно , использовать обучение в форме игры, напоминать, часто приводить примеры – этот процесс должен быть беспрерывным. Частое обсуждение разных ситуаций, положительный пример от взрослых, точно смогут привести обучение ребенка к успеху.

Для того чтобы в детских садах и школа, обучающий процесс не прерывался, для педагогов разработали специальные уроки и программы. При желании они также могут найти в интернете множество бесплатных уроков и материалов.

Как обучить ребенка столовому этикету

Обучать ребенка правилам этикета за столом необходимо с раннего возраста. Ребенку важно понять, что принимать пищу можно только в определенных местах: на кухне или в столовой.

Для самых маленьких существуют самые важные правила этикета за столом:

  • - принимать еду можно только из тарелок и специальными приборами;
  • - по необходимости следует воспользоваться кухонной салфеткой.

Чем старше ребенок становится, тем больше правил столового этикета он будет знать, но главные правила он должен запомнить пораньше:

Как вести ребенок или подросток должен вести себя в гостях

Крайне важно, чтобы ребенок умел как принимать гостей, так и прилично вести себя в гостях. Существует несколько правил гостевого этикета:

Как ребенок или подросток должен вести себя в общественных местах

Для того чтобы родителям не пришлось испытывать неловкость за своего ребенка, еще на выходе из дома ему нужно рассказать о некоторых правилах поведения в обществе. Особенно нужно подчеркнуть правила поведения в общественном транспорте:

Правила выходного вида этикета

Очень хорошо, если ребенок развивается культурно. Для этого родителям нужно водить своего ребенка в кино, театры, музеи. Но перед походом, нужно обязательно объяснить ребенку какие есть правила выходного этикета. Например, правила поведения в театре:

Какие есть правила общения между людьми

Есть некоторые правила поведения в школе , которые должны знать все дети:

Правила семейного этикета

В семье тоже существуют правила приличного поведения:

  • Со всеми старшими родственниками следует вести себя вежливо и уважительно
  • Нельзя спорить и повышать голос на родственников
  • Перед тем как войти к родителям в комнату, нужно постучать
  • Нельзя ругаться, драться и ругаться со своими сестрами или братьями
  • Нужно придерживаться и поддерживать все правила и традиции, которые установлены внутри семьи



Рассказать друзьям